Прежде чем вы начнете читать этот текст, очень рекомендую ознакомиться с первой и второй частями этого "сериала"

От переводчика

Эта статья представляет собой художественный перевод заметки, написанной Риком @ Atlanta Table Tennis.

Краткое введение (Рик @ Atlanta Table Tennis)

Год назад я решил поменять мой Sriver FX на что-то побыстрее - чтобы как-то утихомирить моего внутреннего НТ-наркомана. Как и многие другие игроки, я отправился на вебсайт Butterfly Online и стал читать описания их многочисленных накладок. Через некоторое время я понял, что эти тексты несут в себе примерно столько же содержательной информации, сколько есть воды в кирпиче.

Так что я продолжал перелистывать страницы, пока наконец не наткнулся на видео-обзор линейки Bryce, который был снят Брайаном Пэйсом (Brian Pace). Я знал про него только то, что он один из лучших игроков США и что одна из массовых ракеток Баттерфляя названа в его честь. Вскоре я купил пару накладок Bryce FX - что-то было особенное в том, как он описывал и рассказывал про накладки, что-то явно отличное от обычной маркетинговой баланды.

Потом я смотрел его видео про тренировки и про упражнения с роботом Amicus, пытаясь улучшить мою технику. И вдруг его видео обзоры закончились. Вместо него обзоры стал делать немецкий игрок Стефан Фет (Stephan Feth). Его техника и игра были тоже высочайшего класса, но я заскучал по Брайану. Вскоре имя Брайана уже совсем не упоминалось на сайте.

А потом обучающие видео и совсем исчезли на некоторое время, после чего все что было это двухминутное видео в котором Джек Хуанг (Jack Huang) показывал исполнение элемента в гнетущем молчании, безо всяких советов или пояснений. После такого фиаско я просто перестал смотреть их видео.

Через год я наткнулся на упоминание о новом проекте Брайана под названием Dynamic Table Tennis. Сам Брайан появился на форумах, где давал пояснения и отвечал на вопросы. Его энтузиазм сподвиг меня заинтересоваться его новой компанией. Мне захотелось узнать, почему он покинул Баттерфляй, и что происходит в Америке со спонсорством в НТ. Я написал ему и он любезно согласился дать мне интервью.
 

Интервью с Брайаном Пэйсом

Брайан, спасибо что вы согласились на интервью. Расскажите нам пожалуйста о вашей карьере в настольном теннисе.

Я начал играть в настольный теннис в юниорской программе под грантом от USATT (USA Table Tennis), целью которой было воспитать олимпийскую смену. Это не была программа для всех, она была исключительно для топ-юниоров. У нас было несколько нигерийских игроков на уровне примерно 2500 USATT, которые работали как тренеры и как наши спарринг-партнеры. В группе сначала было 75 ребят, потом осталось только 12 юниоров и наконец после напряженных тренировок нас осталось только двое - Оскар Мелвин (Oscar Melvin) и я. Мы оба в конце концов переехали и стали жить в Олимпийском тренировочном центре. Программа официально закончилась в 1988 году, но еще примерно год после этого она неформально все же функционировала.

Как и когда вы получили спонсорство от Баттерфляй?

Я играл в моем местном спортцентре, и тут в зал заглянул Тай Хофф (Ty Hoff). Мы поиграли около часа, и он подарил мне пару желтых шаров. Я пришел домой и сказал маме, что собираюсь стать профессиональным игроком в настольный теннис. Я поступил в программу под грантом USATT, спонсированным Боуи Мартином-старшим (Bowie Martin Sr.), который в то время руководил компанией Мартин-Килпатрик (Martin Kilpatrick), производившей массовое и дешевое НТ-оборудование. Они же были эксклюзивным дилером Баттерфляя в Северной Америке, так что топ-юниоры в программе получали от них небольшое спонсорство. Несколько накладок, рубашки, шорты, кроссовки и сумка. У меня ушло некоторое время на то, чтобы стать одним из шести лучших, кто получал это спонсирование. Ну и потом я уже остался с ними по инерции.

На форумах вы недавно заявляли, что спонсирование - это иллюзия. Для многих игроков, однако, после того, как они достигают крутого рейтинга, следующая цель - это получить спонсирование, чтобы оплачивать инвентарь, поездки и т.д. Расскажите нам про ваш опыт, и как это оно было на самом деле.

Ну, если кто-то читает это интервью и лелеет мечту о спонсировании - остановитесь и больше не читайте, а то мечта сейчас скончается...

Спонсорство в США - это иллюзия, и почти все игроки разочаровываются в этом через некоторое время. Если вы добрались до уровня 2400-2500 USATT, и у вас есть явный талант, и вы хорошо ладите с людьми, то вы НАВЕРНОЕ получите спонсирование. Дальше ваше имя будет использовано толкачами инвентаря, чтобы продать НТ-оборудование, но вы никогда не узнаете, как и сколько на вас заработают. Мне никогда не оплатили никаких расходов на переезды и на турниры. Мне кое-что платили за специальные выставочные турниры, но НИКОГДА за обычный турнир.

Тот инвентарь, который вы получаете бесплатно от вашего спонсора, - это настолько мало, что нет даже смысла об этом говорить. С тех пор как я стал взрослым человеком, я могу легко обходиться без спонсора. Все что мне надо - это накладки и клей, и на это я трачу меньше 2000 долларов в год. Что хуже, так это то, что когда я захотел переехать в Европу, чтобы тренироваться и играть, то я встретил серьезнейшее сопротивление. Да, они не прочь, чтобы ты стал лучше играть, но не за счет того, чтобы ты уехал туда, где самый крутой настольный теннис. Для компаний-спонсоров самое то, это чтобы ты жил по-американски и играл в настольный теннис здесь.

А что значит "жить по-американски"?

Это, увы, в первую очередь означает поиски места, где бы играть и тренироваться. Это может быть колледж, фитнесс-клуб, школа, НТ-клуб, ну и конечно совсем не каждый игрок с которым вы там встретитесь, способен на тот уровень одержимости, который необходим для поддержания правильной атмосферы. Увы, придется работать на обычной работе, чтобы подерживать себя финансово, чтобы ты мог ездить, соревноваться, тратиться на инвентарь и тренировки. А это означает, что ты не сможешь посвящать всего себя настольному теннису. Только если ты тренировался и жил за границей, то ты понимаешь, что это значит. Там ты встаешь, тренируешься, обедаешь, тренируешься, небольшой отдых, тренируешься, идешь домой, ложишься спать - и на следующий день то же самое. Такова культура настольного тенниса, когда ты живешь и тренируешься за границей. Это стиль жизни позволяет тебе быть абсолютно полностью сконцентрированным на настольном теннисе, безо всяких отвлечений.

Вы думаете, что компании-спонсоры толкают настольный теннис как развлекательный спорт типа кегельбана или бильярда, но не как настоящий атлетический спорт - потому, что в Америке это выгоднее?

Я работал на две спонсорские НТ-компании и я могу сказать, что они не знают как толкать НТ в массы "дворовых" игроков, потому что они не могут их найти. Примерно в Америке около 19 миллионов людей иногда играют в настольный теннис. И посмотрите на американский опыт - мы не можем найти эти 19 миллионов! мы не можем их как-то организовать и попытаться изменить демографику того, что представляет собой настольный теннис в этой стране. Эти игроки могут легко пойти и купить всякое НТ-барахло для игры в подвале или во дворе. Мы не сумели организовать спорт на национальном уровне так, чтобы эти люди могли легко перейти на следующий уровень отношения к нашему спорту.

У нас всего 7-8 тысяч членов USATT. На них не заработаешь, а вот на дворовых игроках - можно. Ракетка Butterfly Brian Pace зарабатывает Баттерфляю 126 тысяч долларов в год дохода, а я от этого получаю только 1.5 процента - ну разве это не грабеж?

Этим компаниям начхать на игроков, вот они нам и не платят. Они используют наши имена налево и направо, и моя ракетка - номер 1 по продажам у Баттерфляя в массовой линейке (в ней же есть и ракетки Дэнни Симиллера (Danny Seemiller) и Тодда Свириса (Todd Sweeris)).

Вы думаете, что такая ситуация только в США или так же дело обстоит и в Европе и Азии?

В Европе дело обстоит не так - в тех местах где я был. В Швеции, например, клуб выдает тебе оборудование, и они же платят тебе зарплату, если ты игрок нужного уровня. Так что твоим спонсором по сути выступает клуб, а уж у них есть контракты с фирмами, и это совсем другое дело. Это более честный и прозрачный бизнес, и к тому же если игрок хорош, то у клуба есть мотив его удерживать. А посмотрите на нас! Эрик Оуэнс (Eric Owens) выиграл чемпионат США и вскоре после этого ушел из Баттерфляй. Он выиграл у двух (американских) китайцев, которые накопили больше всех национальных золотых медалей, а ему не подняли зарплату ни на йоту. То же самое было и с Марком Хазинским (Mark Hazinski) и с Разваном Крету (Razvan Cretu), и с другими. Главная проблема в том, что компаниям наплевать на игроков. Во всяком случае, они не платят реальных денег игрокам с уровнем выше 2400.

Киллерспин (Killerspin) пробует вести дела по другому. Во всяком случае они относятся к игрокам лучше, и почти все игроки что ушли из Баттерфляя, ушли к ним. Правда у них почти все сплошь европейцы и другие иностранцы, но по крайней мере отношение у них правильное.

Так что, раз американские игроки не получают зарплату за их результаты, не получают возмещения за поездки или за турнирные взносы, то получается, что кроме бесплатного инвентаря нет совсем никакой мотивации. Как же спорт может развиваться, если никто не платит профессиональным игрокам?

Игроки получают бонус, если они выигрывают чемпионат США лично или в паре, North American Championships и еще пару крутых турниров. Я, например, выиграл студенческий чемпионат Америки трижды - в рекламе моей ракетки так и написано - но не получил за этого ничего.

Давайте я вам выложу числа и вы сами посмотрите на результат. Я начал играть в 1986 году, и в 1989 я стал сам платить за все мои турниры и поездки, и у меня ушло 10 лет на то, чтобы выиграть мой национальный титул, тратя примерно 20 тысяч долларов в год на настольный теннис. Так что за 10 лет мною потрачено примерно 200 тысяч долларов, спонсор создает ракетку под моим именем и на моем горбу, и получает около миллиона долларов дохода от нее. А я? Мне кинули полтора процента.

Вот так индустрия относится к игрокам. Высосать из них побольше денег. Поэтому я и создал Dynamic Table Tennis, чтобы и я мог кое что заработать на моем таланте и на моем горбу. Может быть, вам кажется, что я стал злобным, но это не так. Я все понял, и поэтому я и сделал выводы. Я собираюсь поменять свое место в этом бизнесе.

Большинство моих коллег ушли из этого спорта в разочаровании. А я все еще тружусь и стараюсь продлить свою карьеру в настольном теннисе, потому что я все так и запланировал. Посмотрите мое интервью под названием "Я - настольный теннис!" (I Am Table Tennis) на Dynamic Table Tennis. Там я обьясняю, что я к этому шел почти всю свою профессиональную жизнь, и это заняло у меня 15 лет. Я принял правила этого бизнеса, но я не собираюсь больше играть по этим правилам.

Это как же?

Правила устаканены так, как это выгодно компаниям. У них ключик от ворот, а мы у этих ворот сидим и ждем, когда же нам кинут кость. Мы от них получаем спонсирование, а они нам за это диктуют как должен выглядеть НТ в этой стране. Если все так и дальше будет идти, то как вы думаете, будут они платить нам больше, если дела пойдут лучше? Это же их правила...

А вот как я собираюсь подорвать это все. Первый конфликт случился у меня, когда я попросил Баттерфляй оплатить оборудование, которое было мне необходимо для моих видео. Я попросил у них одну (!) тысячу долларов, потому что я не собирался создавать весь этот промоушн для них за бесплатно. Я достал владельца компании и он наконец сказал окей, но я должен был полностью передать права на видео компании. Оказывается, это не по правилам, когда ты приходишь к компании, на которую ты вкалывал 22 года и спрашиваешь их, сколько они тебе заплатят, чтобы их оборудование было на переднем плане в твоих видео.

А ведь к национальной ассоциации они так не относятся! Они не прийдут к USATT и не скажут им "мы спонсоры US Open и мы хотим получить 98.5 процентов взносов участников". Они, наоборот, борются за это спонсорство, а не за доходы. Вот и видео, которое я создал для Баттерфляя оказалось чем-то, за что мне пришлось бороться, и у меня ушел год на то, чтобы этого достичь!

Я им обо всем заранее сказал, так что они знали об этом за год! Плюс к этому я предлагал им участие в проекте пять раз, и владелец отклонил это пять раз. Я ему намекнул после этого, что почему-то мои гонорары за ракетку ни разу не увеличились за 10 лет, и мне сказали, что дополнительных денежек для меня НЕТ. Ну тогда и я им сказал, что на эти видео у меня лично тоже денег НЕТ. Вот на этом наши разговоры и закончились - больше я с верхним эшелоном компании никогда не говорил. После 22 лет с ними мне дали понять, что я не такой уж и ценный кадр.

Казалось бы почему бы им не воспользоваться моим имиджем и не дать мне (и им) возможность заработать? Думаю, что потому, что они боялись того, что я стану слишком самостоятельным. Вот так после 22 лет и закончилась наша любовь...

Можете меня назвать параноиком, но мне кажется, что эти компании все заодно. Почему? Да потому, что меня после этого стали подталкивать, чтобы я ушел в другую конкретную компанию. Не делать все самому, а опять продаться. Где же логика? Зачем отдавать ценного игрока другой конторе? Мне кажется, это просто означает, что им не хочется, чтобы я стал самостоятельным и независимым и успешным. Вот уже 8 месяцев прошло с тех пор и я до сих пор не понимаю этот бред.

Так что игра не по правилам состоит в первую очередь вот в этом - самостоятельность! Пусть теперь НТ-мир, а не компании, решает стою ли я чего-то и буду ли я успешен. Исторически так уж сложилось, что игроки получали деньги от спонсоров, но при этом это зависело от уровня их успехов как игроков. Когда игра кончается, кончаются и денежки. А я пытаюсь создать свой брэнд, как это сделал Майкл Джордан. И никому не позволю больше мне диктовать, как мне достигнуть успеха.

Мой опыт показывает, что надо кардинально изменить то, как компании относятся с игрокам. Некоторые мои знакомые не хотели, чтобы я об этом вообще говорил публично, так как всем покажется, что я озлобился. Ничего подобного. Я хочу жить, работать, преуспевать и главное, сделать настольный теннис более популярным.

Это движение и НТ-сообщество - они важнее чем Баттерфляй, потому что спорт принадлежит народу. Это и есть культура, в которую я хочу проникнуть. Надо научить людей играть, но прежде надо устранить плохие привычки в нашем спорте.

Вот так и надо менять правила игры.

Brian Pace at the US Nationals 2008 - Photo courtesy of Robert Trudell of Outpost81.com

Очевидно, что систему надо менять, но как же именно вы это сделаете? Каков первый шаг?

Трудно сказать, что именно надо делать глобально, но для меня первый шаг это мои DVD-сериалы. Это моя часть в этом процессе. Некоторые игроки предпочитают быть ведомыми, а некоторые хотят быть ведущими. Нам нужно больше игроков, которые понимают как надо преуспевать в этом спорте с бизнес-точки зрения.

И если это произойдет, то мы увидим, что больше и больше игроков поедут тренироваться за границу, так как там есть необходимая среда и развитие. Нельзя всех поменять сразу, но надо постепенно менять культуру и отношение. Надо чтобы все игроки относились к себе с уважением, и тогда все начнет меняться. Если публика тебя принимает, такого как ты себя подаешь, то значит ты настоящий. Если нет, то иди и подумай еще, и может быть, надо что-то в себе менять.

Моя цель - обучать, развлекать и вдохновлять. Это главная тема моего вебсайта. Я хочу чтобы НТ-наркоман каждый день посещал мой сайт и уносил оттуда что-то новое.

Я вот недавно обнаружил, что проводится гигантский турнир по хардбату - в барах! Сначала они сказали, что главный приз - миллион, но потом исправились, что "только" 100 тысяч долларов.

Вот мне и забавно, что пивная компания нашла 100 тысяч долларов, чтобы любители пива рубились в хардбат, а USATT платит три тысячи долларов победителю чемпионата США. И уж конечно Будвейзер (Budweiser) хорошенько все рекламирует и турниры будут набиты битком!

Почему же на главных турнирах и на чемпионатах США у нас нет спонсоров, не связанных с настольным теннисом?

Я изучил этот вопрос. Ответ простой - "Демографика". Когда я учился в колледже, чтобы выучиться видео-редактированию, я вычислил, что демографическое описание НТ-игрока таково - "Белый мужчина, залысина, 45 лет". Такая прослойка никогда не заполучит спонсорство от XBox, Coca-Cola и так далее. Но скажи "Пиво" и все становится на свои места. Тут нужно завлекать народ, который идет смотреть футбол на стадионы. Корпорация-спонсор не заинтересована в НТ высокого уровня, потому что его невозможно продать таким людям, не та атмосфера. Ты ведь не увидишь людей, которые играют в уличный баскетбол два-на-два и одновременно хлещут пиво. А вот народ, который хлещет пиво и стучит в бильярд, бросает дартс, рубится в настольный футбол, это то что им надо. Ну и настольный теннис с хардбатом! Они не понимают, правда, что члены USATT, которые играют хардбатом, мгновенно сотрут в порошок всех этих завсегдатаев баров, всех пьянчужек, которые думают, что они умеют играть в настольный теннис... средненький игрочок с рейтингом 1500 их просто уничтожит.

Какой же совет вы дадите игроку, который напряженно тренируется и конечно же хочет заполучить спонсора?

Пусть поглядит, что же именно он получит от этого спонсорства. Действительно, так оно сейчас и выглядит, что получение спонсорства это прямо как золотой стандарт. Но я просто-напросто не вижу никаких финансовых выгод, а уж семью на это содержать, ха-ха-ха! Вот еще пример. Несколько лет назад пришел в Баттерфляй молодой и очень многообещающий игрок - Майкл Лэндерс (Michael Landers). Вагон таланта, тренер у него есть на уровне 2550, и нужды в спонсорстве у него не было, но его мама прямо умоляла Баттерфляй об этом. Они не захотели, хотя парень и так носит одежду и играет Баттерфляем. Зачем? Чтобы они прореагировали, надо НЕ пользоваться их инвентарем, не надо дарить им бесплатную рекламу.

В идеале, как должно работать спонсорство?

Обе стороны должно четко понимать и видеть свою выгоду. Спонсорам нужны игроки, так как это приносит выгоду бренду, и дает им возможность продавать инвентарь. Если никто не играет ракеткой, никто ее не рекламирует, то это просто кусок дерева. Они кидают игрокам маленькую косточку, но не платят им реальных денег. Спонсоры стоят на плечах у игроков, и надо давать им что-то, если они достигают национального или международного уровня, иначе ничего не изменится.

Как же изменить систему, чтобы всем было это выгодно?

Если игрок выходит на национальный или международный уровень, то им и платить должны соответственно. Думаю, что проблема в недооценке. Я вот недавно разговаривал с бизнесменом от настольного тенниса, у которого сын занимается другим видом спорта. Он мне сказал, что его сын входит в мировую элиту в этом виде спорта. Однако у него нет никакого спонсорства, потому что культура того спорта этого не требует.

Как же этот бизнесмен может платить зарплату пареньку с рейтингом 2400, хоть у того и большой потенциал? Его сына по крайней мере никто не эксплуатирует, тот не толкает никакой продукт, так что отсутствие спонсорства хоть в чем-то оправдано. А вот этот паренек играет их инвентарем, так что он приносит им выгоду, а они по сути совершенно в его развитии не заинтересованы. Они только заинтересованы в промоушне и получении выгоды от его имени. Игрок получает от них только красивую фишку под названием "спонсорство", а они получают его имя, и даже не особенно заботятся о деньгах, которые могли бы получать, если бы он вышел на высокий уровень.

Что сподвигло вас на создание Dynamic Table Tennis?

Вот вам небольшая история. Когда я посещал в колледже лекции по этике бизнеса, то я все время вступал в дебаты с нашим лектором про то, как корпоративная Америка берет и берет, а отдает шиш. Ему это надоело и он меня послал в библиотеку и сказал, что пока я не прочитаю некую книжку, он со мной отказывается вступать в какую-бы то ни было дискуссию.

Книжка называется "Сутенер - История моей жизни" (Pimp: The Story Of My Life) и написана она настоящим сутенером по имени Айсберг Слим (Ice Berg Slim).

Одна из самых неприятных историй, которую я прочитал в этой книжке, навсегда изменила мой подход к этике бизнеса. В этой истории у Слима были проблемы с одной из его шлюх, и он советовался с другим, более опытным, сутенером. Тот ему дал такой совет: отхлестать ее вешалкой, а потом когда она будет плакать, дать ей принять теплую ванну и дать болеутолящие таблетки. Так он и сделал. Шлюха была настолько признательна ему за то, что он наполнил ей ванну и дал ей таблетки, что она даже и забыла, что все началось то именно с того, что он же ее и избил. Вот это мой профессор и хотел, чтобы я усвоил - после этого у нас с ним дебатов не было.

Как же это ко мне относится? А вот как - всю мою профессиональную жизнь я был спонсирован Баттерфляем, который платил мне около 1100 долларов в год в качестве 1.5 процентов гонораров за мою фирменную ракетку, и это и была моя таблетка. Они получали больше 100 тысяч долларов в год, и эти несчастные 1.5 процента каким-то чудом заставляли меня быть им благодарным. Но в 2004 году для меня все изменилось, хотя я пока и не мог ничего поделать со всеми видео, что накопились у меня за 10 лет. И вот только недавно я наконец стал делать нечто реальное и начал мою программу под условным названием "САМ СЕБЕ СУТЕНЕР" (PIMP MYSELF).

Само-сутенерство это дело неприятное, но гляньте вокруг - все это делают! Гляньте на Jay-Z, Kimora Lee Simmons, P.Diddy, 50 Cent, Madonna, Kim Kardashian - они все продают себя окружающему миру. По крайней мере они это делают сами, и контролируют свой бренд, они - сами себе компания-спонсор, и их никто другой не эксплуатирует, они владеют собой. Вот и со мной - когда вы смотрите на Dynamic Table Tennis, то знайте, что это - я! У меня ушло на это 15 лет, но наконец-то я стал самим собой и я сам себе сутенер!

Ссылки

Оригинал статьи.
Dynamic Table Tennis
USATT
Butterfly Online
Killerspin