Это интервью было записано после Qatar Open и опубликовано в мае и июне 2002 года в Table Tennis World. Журналист спрашивал Liu Guoliang о советах, которые могли бы помочь игрокам - любителям. Журналист Li Kefei.
В: Если Вы встречаетесь с игроком, которого раньше не видели и не знаете, как он играет, как в таком случае можно быстро найти его слабые стороны?
О: Сначала посмотрите его ракетку и накладки, которые он использует. Это короткие шипы, гладкая накладка или длинные шипы? Какая у него хватка ракетки: европейская или хватка пером, он левша или правша? Не забывайте, что ваш противник также не знаком с Вашим стилем игры. Вы должны пробовать играть в свою игру, и делать те вещи, которые у Вас получаются хорошо; потом Вы можете перехватить инициативу и можете более четко наблюдать за слабыми сторонами противника. Если Вы играете пассивно, пока узнаете соперника, то можете проиграть весь матч. Смотрите на стиль противника. У каждого стиля есть свои слабые стороны, исходя из этого, существует базовая стратегия игры против каждого стиля и именно от этого нужно отталкиваться. Левши, в основном не любят двигаться из стороны в сторону. Все левши боятся этой стратегии, а это именно то, что Вам нужно использовать. Некоторые левши играют лучше, чем другие. Если вы сыграете мяч на его форхенд, и это окажется его сильной стороной, тогда он будет слабее на бекхенде. Если его форхенд не очень сильный, но бекхенд быстрый и точный, значит бекхенд его сильная сторона.
Теперь посмотрим на правшей, играющих европейской хваткой. В общем, игроки с европейской хваткой не очень хороши в короткой игре, особенно те, кто стоит посередине стола и те, кто немного сдвинут влево. Они слабее, чем перовики в этом моменте. Это могут быть те дыры, которые Вы можете использовать для нападения. Если играют перекрут с форхенда на форхенд, то в основном используют диагонали. Когда Вы играете с бекхенда на бекхенд и чувствуете что можете его в этом задавить, тогда с большой вероятностью Ваш противник слабее играет с бекхенда. Если Вы чувствуете, что происходит борьба и играть против его бекхенда трудно, тогда есть смысл сыграть мяч в середину или на форхенд противника. Игроки с европейской хваткой играют с середины стола медленнее, поэтому Вы должны направлять мяч туда, а потом неожиданно атаковать по сторонам. Перовики обычно слабы против мячей, направленных глубоко влево, и они не любят перевода игры форхенд-бекхенд и обратно. В общем, научитесь делать эти вещи нормально, и потом протестируйте их в игре с противником.
В: Как Вы решаете какую подачу использовать?
О:Если Вы не знакомы с противником, в таком случае Вы должны просто использовать свою самую лучшую подачу. Предположим у Вас есть хорошая подача с боковым вращением. Используйте ее первой. Если Вы видите, что после подачи с боковым вращением Вам тяжело провести атаку или вообще получить какое-то преимущество, тогда попробуйте подать подачу с вращением или без вращения, или подачу с бекхенда. Некоторые люди хорошо возвращают подачи с боковым вращением, но слабее возвращают подачи с вращением или без него. В таком случае, даже Вашу лучшую подачу с боковым вращением противник сможет легко принять. Возможно, ему будет тяжело вернуть какую-то другую подачу и это именно то, что Вы должны попробовать даже в том случае, если это не самая лучшая Ваша подача.
В:Вы обычно подаете верхнебоковую и нижнебоковую подачи, и редко подаете вариацию вращение/пустая. Это правда?
О:Да. Ma Lin использует подачи с вариацией вращение/пустая намного больше, чем я, и это потому, что у нас разные стили игры. Ma Lin лучше атакует с форхенда и у него также лучше работа ног. В общем, когда Вы подаете с вариацией вращением или без него, возврат подачи не очень качественный, и после такого приема очень легко провести атаку. Мой стиль более агрессивный и у моих подач с боковым вращением больше вариаций вращения. Противник должен быть очень осторожным на приеме. Я выигрываю много мячей с подачи, но если противник разбирается как правильно принимать мои подачи, то для меня становится тяжело начать атаку.
В: Наши исследователи, такие, например, как доктор Zhang, собрали очень много статистических данных о наших противниках с анализом их слабых и сильных сторон. У них есть рекомендации, как правильно принять каждую их подачу или какую стратегию использовать против них. Когда вы на площадке, Вы пользуетесь их советами?
О:Такие анализы данных очень точные и в общем очень хорошо, что они есть. Но Вы не можете просто положиться на них. Нужная стратегия зависит от игроков. Например, они имеют очень точные анализы игры стиля Jan Ove Waldner и они во многом совпадают с нашим опытом. Но Kong Linghui играет против Jan Ove Waldner разнообразнее по сравнению со мной. Вы можете почти всегда сказать, что у нас полностью противоположные подходы к игре. Jan Ove Waldner хорошо варьирует свою игру, а Kong Linghui очень всесторонний игрок. Если взять в общем, то Kong Linghui старается всегда играть против Jan Ove Waldner просто. Если из десяти мячей восемь были выиграны очень похоже друг на друга, тогда скорее всего Kong Linghui победит, а если из десяти мячей восемь были выиграны по-разному, тогда Kong Linghui, скорее всего, проиграет. Совсем иначе обстоят дела, когда с Jan Ove Waldner играю я. Может потому, что все мячи будут разыграны по-разному. Когда стили похожи, тогда все зависит от того, кто будет играть точнее и качественнее, у кого сильные стороны лучше сработают. Когда я играю с Jan Ove Waldner, я сначала использую свои преимущества против его преимуществ, если это не помогает, тогда я сопоставляю свои слабые стороны против его слабых сторон. Мои слабинки в моем мастерстве, а также в мощи игры и отсутствии преимущества при длинных розыгрышах. Такие же слабости и у Jan Ove Waldner. Иногда мне приходится заставить Jan Ove Waldner, чтобы он сыграл в свою слабую игру. Каждый раз иначе. Если Kong Linghui играет длинный розыгрыш против Wang Liqin, то он, скорее всего проиграет. Но у Kong Linghui очень хорошее чувство и очень хорошие способности изменять тактику игры. Это у него намного лучше получается, чем у Wang Liqin. Именно поэтому, когда он играет против Wang Liqin, он варьирует удары. Если из 10 мячей он сыграл 8 мячей похожих друг на друга, тогда он, скорее всего, проиграет.
В У Вас очень качественные подачи. Вы играете короткими шипами, но тесты показали, что у Ваших подач намного больше вращения, чем у других членов национальной сборной страны. Вы можете поделиться с нами своими знаниями?
О: Нужно много тренировать подачи, а у меня к этому еще и талант (немного). У Kong Linghui очень классные способности, но его подачи очень "любительские". Он может перекрыть эту слабость другими своими навыками. Он тренирует подачу каждый день, но у него меньше природного таланта. Также он тренирует каждый день базовые навыки, и из-за этого у него хорошая база. Я чувствую, что могу учить материал быстро. Частично от того, что я люблю учиться и еще от того, что у меня природный талант к пониманию вращения. Я, вообще то, уделяю меньше времени на тренировку подач, чем мои товарищи по команде. Много подач я выучил у других игроков. Например, если Вы не очень хорошо принимаете чьи-то подачи, Вам следовало бы изучить эти подачи. В самом начале Вам может показаться, что они идут без сильного вращения, но очень много людей не могут их принять. Возможно, у Вас получится подать такую подачу лучше, чем у другого игрока и таким образом взять эту подачу в свой арсенал. Kong Linghui, наверное, проводит меньше времени в раздумиях о подачах, он больше времени уделяет тому, как гармонизировать игру с форхенда с игрой с бекхенда. У каждого игрока есть свои особенности. Если у меня хорошая подача, я могу полностью сконцентрироваться на атаке 3-го мяча. Kong Linghui предпочитает играть в полноценную всестороннюю игру.
В: Как Вы запутываете противника, когда меняете при подаче вращение с верхнебокого на нижнебоковое?
О: Я использую мою левую руку для прикрытия, а также я полагаюсь на угол наклона основания и фальшивые движения перед и после подачи. Я прячу точку соприкосновения ракетки и мяча во время подачи левой рукой, а после контакта делаю сопровождающее движение рукой (примечание – ныне подобное закрывание точки подачи от соперника запрещено правилами и более не используется). Самое лучшее, если проводка ракетки на мяче идентична для разных видов вращений, или если она может выглядеть как противоположность тому, что ты реально делаешь. Именно поэтому при подаче с верхнебоковым вращением сопровождающее движение рукой должно идти вниз, как будто Вы подаете подачу с нижнебоковым вращением. Или делать проводку рукой при подаче с нижнебоковым вращением так, как будто это подача с верхнебоковым вращением. Я могу дать мячу одинаковое вращение, используя при этом несколько разных углов наклона основания. Например, я могу подать подачу с нижнебоковым вращением, используя проводку руки вверх или вообще без явной проводки. Благодаря этому, противнику очень тяжело распознать приходящее вращение. Когда противник не видит контакт мяча с ракеткой, он будет судить о вращении по последующим движениям руки, которые могут быть как подлинными, так и обманными. Некоторые игроки завершают свою подачу движением вверх: при этом становиться очевидным, какое вращение игрок придал мячу. Некоторые подают лучше: после движения вверх основание идет вниз. Почему же каждый не может так сделать? Потому, что некоторые игроки не могут дать мячу достаточное вращение при одновременном использовании маскирующих сопроводительных движений.
В: Ваше движение при подаче отличается от движения других игроков: Вы очень низко размещаете центр тяжести и делаете очень большой поворот тазом.
О: Да, это потому, что подача – это не только движение рукой: необходимо работать всем телом. Я вкладываю всю мощь корпуса в контакт с мячом. Если Вы используете только свою руку, ваши подачи будут идти с меньшим вращением, и Вы очень легко можете подать длинную подачу на линию. Я держу центр тяжести низко потому, что чем ниже Вы контактируете с мячом, тем быстрее Ваша подача. При этом есть большой риск попадания мяча в сетку.
В: В игре до 21 очка смена подачи происходит через 5 подач. Как Вы принимаете решение о том, какие комбинации подач будете использовать?
О: Это будет зависить от того, кто противник, с какими подачами он справляется плохо и какова у него тенденция возврата подач. Если у него не получаются флипы, тогда Вы должны подавать подачи с верхнебоковым вращением или подачи без вращения, чтобы обеспечить себе больше шансов на атаку. Если у него есть склонности к флипам или он делает срезку хуже, чем флип, тогда Вы должны подавать подачи с нижнебоковым вращением. У Вас должно быть 5 подач на весь сет и иногда Вы должны угадывать, что бы смог сделать противник. Например, если он принимает две подачи слишком длинно, он может догадываться что следующая подача будет с нижнебоковым вращением. В таком случае Вам следует подать следующую подачу с чисто боковым вращением. Но другой игрок может вернуть Вашу подачу таким же способом, в таком случае нужно знать к чему этот игрок больше склонен. Скажем, он делает скидку Вашей первой подачи за стол. Он делает скидку Вашей второй подачи, и она идет высокой или длинной. Вашу третью подачу он тоже скидывает. В таком случае Вы бы подумали, что игрок или слишком упрямый или он не знает как делать флип. Другой игрок будет играть по-другому. Если он скидывает Вашу первую подачу длинно, то вторую может прихлопнуть флипом. В этом случае Вам следовало бы знать, что этот игрок варьирует свои удары и Вам следовало бы изменять свои подачи соответственно.
В: Как Вы играете критические очки? Что Вы делаете, когда счет 18-20 (при игре до 21 очка)?
О: Это зависит от того, что случилось при розыгрыше прежних 38 мячей. Я бы старался варьировать свою тактику. Если я на подаче, я бы выбрал одну из двух подач: агрессивную подачу типа длинной подачи с верхнебоковым вращением, чтобы выиграть очко сразу после возврата мяча или безопасную подачу типа нижнебовой подачи с сильным вращением. Обычно я использую одну из этих двух подач чаще, чем какую-то нейтральную подачу.
В: Когда Вы лидируете, то играете более агрессивно?
О: Это зависит от того, насколько я лидирую. В игре до 21 очка, если я выигрываю 8 мячей или больше, я могу не использовать некоторые из своих подач. Я приберегаю наиболее эффективные подачи к следующей игре, чтобы противник не смог привыкнуть к ним. Если я лидирую немного, на 3-4 очка, тогда игра приблизительно равная и мне не нужно быть очень агрессивным, так как это может привести к ошибкам. Если Вы теряете лидерство, на Вас будет большее психологическое давление. Когда Вы проигрываете, то играть безопасно не очень хорошо, так как после размена нескольких мячей Вы, скорее всего все равно проиграете. Вот тогда и нужно быть агрессивным. Ваш противник будет играть так же, а значит если Вы впереди, то должны остановить агрессивную атаку соперника.
В: Как Вы чувствуете себя сейчас в новом формате, когда мы играем до 11 очков?
О: Я все еще не приспособился. В прошлом я у меня был набор из 5 подач: после первых двух три остальных подавались почти автоматически. Сейчас нужно подавать только 2 подачи и мне нужно пересмотреть свою стратегию подачи и атаки. Когда Ваша первая подача была успешно возвращена соперником, на вас оказывается больше психологического давления при второй подаче.
В: Вы решили, как объединить несколько подач? Или Вы думаете только о двух подачах?
О: Я бы обдумал две подачи. Сейчас трудно для меня думать об объединении 2 или 3 подач вместе, потому что между ними есть подачи соперника. Если в игре до 21 очка при счете 8-7 Вы могли проиграть Ваши первые 2 очка, то дальше Вы все еще могли сравнять счет на 10-10, подав хорошо следующие три подачи. Если при счете 7-7 в игре до 11 очков Вы не подаете Ваши подачи, тогда Вы летите 7-9. Теперь подает Ваш противник, и он может выиграть игру, а Вы так и не используете те подачи, которые планировали использовать.
В: Вы очень много раз встречались с Jan Ove Waldner. Вы можете поделиться с нами Вашими стратегиями?
О: Это немного тяжело объяснить, потому что Вы должны быть на определенном уровне чтобы оценить это. В основном мы оба похожи друг на друга в плане стратегии, но на площадке могут быть разные варианты. Когда он изменяет тактику, или даже перед изменением тактики будет очень хорошо, если Вы сможете увидеть это правильно. Не ждите до тех пор, пока он выиграет несколько очков, или даже целую игру, пока поймете, что он делает иначе. На таком высоком уровне, если он сыграл мяч Вам на бекхенд, а потом неожиданно перевел мяч на форхенд, то это не будет случайностью. На то должна быть причина, почему он так сыграл. Во-первых, он играет так потому, что Вы не думаете об этом много, но во-вторых он играет так, как будто Вы должны знать, что он отправить мяч Вам на форхенд. В общем, если он сыграл несколько мячей Вам на бекхенд и Вы успешно их атаковали, то Вы должны были догадаться, что когда-то он может сыграть Вам на форхенд. На протяжении всего матча тактика постоянно меняется, и Вы должны приспосабливаться к этим изменениям.
В: Когда Вы принимаете подачи и не можете "прочитать" вращение, как Вы определяете верхнее оно или нижнее?
О: Если Вы не можете сказать верхнее это вращение или нижнее, тогда Вы проиграете очко, угадав неправильно. Сначала Вам нужно попробовать увидеть какое там вращение. Если Вы действительно не можете сказать, какое идет вращение, тогда нужно проанализировать предыдущие подачи и основываться на них. Сколько в предыдущих 10 подачах Вы проиграли длинных подач и сколько Вы забили в сетку? Надеюсь это не 5 из 5. Если 7 из 10 были длинными, или может быть 5 были длинными, а 2 вылетели, тогда соперник, скорее всего лучше или чаще подает подачи с боковым вращением. Когда Вы не можете четко увидеть вращение и принимаете подачу в сетку несколько раз, тогда Вам следовало бы знать, что те подачи, которые Вы не можете увидеть четко, скорее всего, подачи с обратным вращением. Некоторые игроки валят такие подачи в сетку из-за того, что не запомнили, как принимали эти подачи в прошлом. Профессиональный игрок должен запоминать подачи лучше. Хотя есть исключения. Проигрыш нескольких подач подряд - это опыт. Молодые игроки могут не иметь такого опыта. Они думают, что если идет подача с верхним вращением и они сделают флип, то мяч попадет в сетку. В следующий раз они опять делают флип, и мяч опять попадает в сетку. Вы должны думать перед приемом. Возможно, противник просто очень хорошо маскирует подачу с верхним вращением под подачу с обратным вращением.
В: Мы говорим, что не можем играть в ритме противника. Мы должны устанавливать ритм сами. Как применить это в матче?
О: Прежде всего у меня больше тактик и мои первые атаки по третьим мячам очень сильные. Итак, противник играет по мячам, которые я атакую третьими. Конечно, противник попытается вернуть их. Каждый знает, что я слабее в длинных розыгрышах. Но не так-то легко остановить мой третий мяч. Ключ ко всему – прием подачи. Противник будет в невыгодном положении, если не сможет хорошо принять мою подачу. Также я очень аккуратно играю на приеме. Если я смогу перехватить инициативу, тогда противник не сможет заставить меня играть длинный розыгрыш: я буду атаковать, а он будет защищаться. Каждый игрок разный. Такой игрок как Kong Linghui или Wang Liqin видит каждую подачу одинаково. После розыгрыша 10 очков, по крайней мере, одно они сыграют по-другому. Такой игрок как я, будет играть вариативно настолько, насколько это возможно. Из 10 очков 7 или 8 будут сыграны по-разному. Я стараюсь удивить своих противников и заставить чувствовать себя в очень затруднительном положении.
Оригинал здесь
Авторы перевода: канал TTBrothers_