Да, пожалуй так, Виктор. У взрослых и детей особенности мотивации и управления нею отличаются. Я для себя разделил грубо мотивацию на внешнюю и внутреннюю; кнута и пряника. Внешняя - яркий пример - болтшинство детей в школе - их заставили родители. Пример внутренней - любители вкалывают на тренировке по настоьному теннису, чтобы играть лучше. Кнут - учу, чтобы избежать наказания, пряник - чтобы получить поощрение. В школе, например, у моих детей была внешняя мотивация, но пряником. То есть ко мне на уроки, будь их воля, они бы не ходили. Но в рамках обязательств извне они любили ко мне ходить на уроки, потому что я ставил за цель развить мотивацию пряником - им было интересно, мы играли в игры, пели песни, они получали призы, сладости. Я вел один урок в неделю немецкого в классе с 30-ю 9—10 летними детьми. Учительница английского, которая вела в этих классах английский 4 раза в неделю в подгруппах по 15 детей жаловалась, что они начинали читать английские слова на немецкий манер. Это, пожалуй, самое мое большое достижение в школе.
А вот с взрослыми самая сильная мотивация - это внутренняя мотивация/ пряником. Внешняя-я учу язык, чтобы сдать экзамен и поступить, или эммигрировать. Кнут - если не выучу, не сдам экзамен.
Внутренняя - учу язык, потому что он нужен мне, как профессионалу, личности, с ним у меня больше возможностей, я свободней в своем выборе. При такой мотивации язык учить гораздо... комфортней, что-ли, при условии конечно самодисциплины. Как-то так.